Уровни владения языком
Классическая система уровней предполагала три основных уровня — базовый (А), средний (В) и продвинутый (С).
Новая общеевропейская система детализировала классическую систему, разделив каждый из трех основных уровней на два подуровня. В итоге получилось 6 уровней (А1, А2, В1, В2, С1, С2)
Для детей и подростков эта шестиуровневая система потребовала деления еще на плюсовые и минусовые подуровни. С другой стороны, требование к владению иностранным языком для школьников ограничивалось уровнем В2, так как уровни С1-С2 предполагают уже владение профессиональным языком. Деление на подуровни для школьников связано с несколькими факторами:
- отличие возрастной психологии у школьников младшего, среднего и старшего звена;
- отличие в языковых темах у школьников младшего, среднего и старшего звена;
- требование более углубленной проработки материала у школьников.
В итоге для школьников были разработаны следующие уровни: А1-, А1, А1+, А2, А2+, В1-, В1, В1+, В2.
Описание уровней владения иностранным языком
A1 Starter.
Начальный уровень
Фонетика: Знание алфавита, особенностей произношения звуков, правил чтения.
Грамматика: Владение начальным уровнем грамматики, которая включает в себя знание и умение пользоваться элементарными формами частей речи, наиболее употребительными временами и умение составлять простые предложения.
Лексика: Овладение минимально необходимым запасом слов бытовой тематики (примерно 500 — 1000 слов и словосочетаний)
Разговор: Обладание простейшими навыками общения в каждодневных ситуациях
Аудирование: Понимание простейшей разговорной речи
Чтение: Понимание простого письменного английского в форме инструкций, описаний и объяснений
Письмо: Способность составления простых предложений
A2 Elementary.
Базовый уровень
Фонетика: Основные навыки произношения и правил чтения незнакомых слов.
Грамматика: Владение базовым уровнем грамматики, включающей основные
грамматические конструкции: время, залог, наклонение
Лексика: Расширение базовой лексики, умение пользоваться словарем
Разговор: Способность поддерживать разговор на бытовом уровне.
Аудирование: Способность улавливать общий смысл разговорной речи
Чтение: Понимание простого письменного материала
Письмо: Начало связного выражения речевых сообщений в письменной форме
B1 Pre-Intermediate.
Промежуточный уровень
Фонетика: Совершенствование навыков произношения, полный курс фонетики, включающий интонацию, ударение и исключений правил чтения
Грамматика: Расширение знаний грамматичеких конструкций и углубление уже имеющихся знаний в области грамматики
Лексика: Основные способы образования слов: суффиксы, приставки, корни
Разговор: Способность общения в ряде повсеместно встречающихся ситуаций
Аудирование: Понимание разговорной речи, способность улавливать общий смысл при просмотре фильмов, телевизионных передач и т.д.
Чтение: Способность извлечения информации из оригинальных текстов.
Письмо: Способность письменного изложения каждодневных событий
B2 Intermediate.
Средний уровень
Фонетика: Достижение правильного произношения.
Грамматика: Полный курс грамматики
Лексика: Знание всех способов словообразования, умение различать оттенки смыслов, синонимы, антонимы, омонимы.
Разговор: Способность общения в большинстве повсеместно встречающихся ситуаций.
Аудирование: Понимание разговорного языка в контексте
Чтение: Способность читать книги на иностранном, понимание различных типов письменных сообщений
Письмо: Правильное написание деловых и частных писем, способность выражения мнений и идей.
C1 Upper-Intermediate.
Высокий уровень
Фонетика: Работа над акцентом.
Грамматика: Умение применять знание всех грамматических форм для выражения различных оттенков смысла. Понимание и использование исключений
Лексика: Знакомство с устойчивыми выражениями идиомами, умение ими пользоваться, фразовые глаголы
Разговор: Способность выражения идей и мнений с достаточной легкостью (fluency) и использованием разнообразных языковых форм. Способность общения без затруднений на любые повсеместно встречающиеся темы в условиях языковой среды.
Аудирование: Узнавание различных акцентов. Полное понимание устной речи на слух при ее однократном прослушивании.
Чтение: Полное понимание оригинальных текстов. Понимание различных стилей письменных сообщений или жанров.
Письмо: Способность четко и правильно излагать мнения и (выражать) идеи, используя разнообразные языковые формы.
C2 Advanced.
Продвинутый уровень
Фонетика: Умение говорить без акцента.
Грамматика: Использование грамматических конструкций на автоматическом уровне. Подчинение формальных знаний грамматики целям и задачам высказывания.
Лексика: Овладение всем богатством и разнообразием лексики, умение выразить оттенки смысла разными лексическими средствами.
Разговор: Способность компетентно и уверенно выражать мнения и чувства и вести беседу на любую тему.
Аудирование: Понимание всех основных разновидностей разговорного языка.
Чтение: Понимание и интерпретирование оригинальных текстов.
Письмо: Владение разными типами письменных речевых сообщений.
Международные экзамены, подтверждающие уровень владения иностранным языком
Кроме системы уровней владения иностранным языком была разработана и система международных экзаменов, подтверждающих владение языком на данных уровнях.
KET (Key English Test) – уровень А2
PET (Preliminary English Test) – уровень В1
FCE (First Certificate in English) – уровень В2
CAE (Certificate in Advanced English) – уровень С1
CPE (Certificate of Proficiency in English) – уровень С2
Для детей и подростков были разработаны аналогичные экзамены и добавлены еще экзамены по уровням А1-, А1, А1+ для младших школьников.
YEL (Young Learners English) Starters – уровень А1-
YEL (Young Learners English) Movers – уровень А1
YEL (Young Learners English) Flyers – уровень А1+
KET for school (Key English Test) – уровень А2
PET for school (Preliminary English Test) – уровень В1
FCE (First Certificate in English) – уровень В2